Преимущества совершения покупок в интернет-магазинах более чем очевидны: круглосуточная доступность и широкий ассортимент товаров, возможность ознакомления с техническими характеристиками и сопоставления цен, и все это не выходя из дома, делают такой шопинг исключительно приятным. К этому следует добавить доставку товара, как правило, на дом, избавляющую от утомительных поездок и стояния в кассе. Все говорит за покупки в интернете. За исключением трех «но». По данным компании Gemius, основные препятствия на пути интернет-шопинга, которые назвали сами потребители: сложность самой процедуры покупки (31% опрошенных), невозможность предварительного осмотра товара вживую (27%) и опасения, что оплата через интернет небезопасна (23%). И если первые две причины могут быть следствием недостаточной подкованности самого пользователя либо зависят от специфики свойств товара, то последняя действительно представляет собой угрозу кошельку.
На что следует в первую очередь обращать внимание при совершении покупок в Сети? Как не оказаться с бракованным товаром на руках? С какими видами обмана со стороны недобросовестных интернет-магазинов может столкнуться потребитель?
Выбирая продавца
Как и в реальной жизни, перед тем как что-то приобрести, необходимо выбрать магазин. Одни покупатели отдают предпочтение сервису и профессиональным консультациям, помогающим определиться в покупке, для других важна прежде всего цена, а также возможность приобрести качественный товар. Если же он не понравится (или обнаружен брак) — вернуть или обменять его. Ровно так же должен функционировать и онлайн-магазин. Главное отличие должно заключаться лишь в том, что виртуальным является сам процесс, но никак не юридическое лицо, продающее товар. Поэтому визитной карточкой любого интернет-магазина (после ознакомления с имеющимся в нем ассортиментом) должна стать информация, подтверждающая реальность его существования. Например, на сайтах www.ozon.ru (ООО «Интернет решения») и www.bolero.ru (ООО «Болеро.ру»), основным профилем которых является книготорговля, содержатся все необходимые данные: юридический и фактический адреса, банковские реквизиты, фамилия генерального директора и др. Полнота данных, представленных при регистрации домена (ее можно получить, например, на сайтах www.nameserver.ru [1] и www.1stat.ru [2]), также говорит в пользу компании. На сайтах упомянутых выше интернет-магазинов присутствует и информация об условиях продажи товаров, учитывающая специфику реализации продукции в виртуальном пространстве.
Приведенные примеры наличия полного спектра данных об интернет-продавце, к сожалению, пока редкость. Большинство магазинов избегают оглашения подробных сведений, причем чаще всего скрывают зарегистрированное название компании и ее фактический адрес. Так, на сайте интернет-магазина www.003.ru [3], позиционирующего себя как «крупнейшего продавца в категории бытовой электроники в Рунете», нет никакой адресной информации, не говоря уже о реквизитах. Проверка наличия официальных данных при регистрации домена вселяет дополнительные закономерные сомнения в честности фирм, не указавших и там ни своего названия, ни контактных телефонов. Виртуальный гипермаркет www.marex.ru, специализирующийся на продаже компьютерной, бытовой и офисной техники и прочих товаров, располагает информацией по полной процедуре оформления и оплате заказа (включая оплату по кредитной карте), но не предоставляет при этом даже телефона. Позарившись на привлекательную цену товара в таких магазинах, нужно осознавать, что в случае практически любой рекламации до продавца можно и не достучаться. Отсутствие данных (реквизитов, адреса и прочих) существенно затрудняет процедуру подачи иска в суд на торговую организацию, ведь предварительным шагом здесь должна стать непременная юридическая идентификация «сайт — продавец». Другими словами, покупатель должен знать, в каком конкретном ООО, а не просто на www.ru [4] он приобретает холодильник или книгу.
Большой или маленький?
Опытные интернет-пользователи при поиске товара в виртуальном пространстве зачастую ориентируются на небольшие узкопрофильные сайты, обходя вниманием крупные магазины. И в том есть здравое зерно: такая фирма, торгующая, например, исключительно фотоаппаратурой, множительной техникой или компьютерными играми, обладает, как правило, более широким ассортиментом товаров данной категории, цены здесь нередко ниже, чем у крупных розничных продавцов. К тому же и обслуживание в таких фирмах осуществляется обычно более профессионально. В отличие от таких магазинов в интернет-гипермаркетах нередко для получения той же справки нужно либо пройти процедуру десятка переключений от одного оператора к другому, либо вовсе довольствоваться изучением информации на сайте. Консультационное обслуживание клиентов не их конек. Даже ответ «данного товара нет на складе» зачастую приходится ждать несколько дней. И все же неоспоримым плюсом при обращении к таким сайтам является возможность приобрести товары разных сегментов через один магазин, не озадачиваясь каждый раз поиском новой фирмы. Крупные торговые центры, как, например, сетевой магазин «Евросеть» (www.euroset.ru [5]) и компания «Мир» (www.mirinfo.ru), открывшие свои интернет-филиалы, пытаются сочетать плюсы работы профильных и многоцелевых магазинов. Выложив в интернете ассортимент предлагаемых к продаже товаров, реализацию они осуществляют через конкретную торговую точку, ближе всего расположенную к покупателю.https://turkeyforfriends.com/publ/prochee/shopping/zimnij_shopping_v_turcii/55-1-0-6328
Станьте первым!